Статья в первую очередь для наших студентов, которые не сильно ориентируются по ценам на рынке.

На эту тему исписано достаточно страниц в интернете, поднято много тем на форумах. Действительно, проблема волнует многих –  как точно определить стоимость работы? Как не загнуть цену и не отпугнуть заказчика? Как не стать демпером? Как не убить месяц за 250$?

Было бы просто замечательно, если бы существовала таблица или место, в которое можно заглянуть. Такая себе шпаргалка. Мы с друзьями решили  упростить жизнь и себе и вам.

pic

Мотивирующая картинка!

Для начала определим простую банальную вещь – стоимость одного часа работы cg художника. Давайте пока не будем разделяться на архитектурных визуализаторов, моделлеров, 3d аниматоров, композеров и других vfx художников. В СНГ на сегодняшний день (30 августа 2013 года) средняя зарплата среди этих специальностей  колеблется от 1000$ до 3000$. (Есть и выше, есть и ниже. Углубляться пока не будем) В крупных городах, где сосредоточено большинство студий (Мск, Киев, Питер), в районе  верхней планке. В провинции ближе к нижней планке. Средняя вероятная зарплата, которую вы будете получать в студии в СНГ, став достаточно квалифицированным специалистом, будет в районе 1500-2000$.

Давайте определим стоимость вашего рабочего часа, как фриленсера.

И тут многие начинают делить на 22(дни рабочее), потом на 8(часы рабочее). Накидывают какие-то проценты… Упускается один факт – студия забирает себе минимум 50%-60% денег, которые записаны в смете за вашу работу (или работу всех сотрудников). Налоги, покупку компьютеров, зарплату продюсерам, менеджерам, уборщицам… И этот факт никто не скрывает. Можете подойти и спросить своего начальника, он без угрызения совести вам ответит. Получается, если бы вы получили этот проект без посредников, то смогли бы заработать на 50-60% больше денег, чем через студию. Средняя “зарплата” ваша выросла бы до 3000$-3750$ (возьмем среднеарифметическое число 3375$ ). Отсюда давайте посчитаем стоимость вашего рабочего часа, как фриленсера. Она будет равна: 3375$/22(рабочий день)/8(рабочий час). Отсюда следует:

Средняя стоимость рабочего дня фриленсера = 153$. 

Средняя стоимость рабочего часа фриленсера = 19$. 

Тут хочу добавить от себя, что много толковых и востребованных vfx художников оценивают свое время от 35$/час (25$/час+10$/час на риски). На случай, если заказчик хочет изменить часть проекта без изменения сроков – закладываются часы на риск.

Дальше есть два пути:

  • вы знаете сколько времени займет у вас проект.
  • вы не знаете сколько времени займет проект (впервые столкнулись с этой задачей).

Если вы знаете сколько часов потратите на работу, умножайте 2 числа и выставляйте счет заказчику.

В эти часы закладывать время на:

  • поиск решений и тесты (R&D).
  • фактическую работу.
  • общение с заказчиком по телефону/скайпу или личные встречи (сюда не входит ваше время на дорогу), выезд на замеры или проект, составление ТЗ.
  • время за переработки.

В эти часы не закладывать время на:

  • рендеринг(просчет) проекта (я обычно беру 2 часа за то, что настраиваю и контролирую процесс).
  • ожидание комментариев.
  • просиживание в социальных сетях во время работы.

Скажу сразу –  времени, которое вы определили изначально – вам не хватит. Так устроено наше сознание. Продуктивность растет ближе к сдачи проекта. В результате, в среднем вам будет не хватать около суток-двух. Только не надо сейчас поверх еще накидывать сутки. Времени все равно не хватит )) Есть еще теория – если сдача любого по сложности проекта не ограничена жестким дедлайном – то он растянется на бесконечность. Лучше можно сделать любую работу. И художники этим пользуются.

Если вы НЕ знаете сколько часов потратите на работу. Да, вы столкнулись впервые с подобной задачей. Честно сказать, таких проектов большинство. Художник, в силу своей неуверенности, начинает занижать цену. Делать этого крайне не советуем. Попросите время сделать тесты, которые вам помогут определить по силам ли эта зада вам и сколько хоть приблизительно времени вы потратите. Дальнюю планку можно умножить на сумму и получите стоимость проекта. Тесты обычно делаются бесплатно.

Рассмотрим еще два очень крайних случая – проект может быть очень интересным (например, визуализация для уникального архитектурного сооружения архитектора Заха Хадид) и очень не интересным (например, очередной дипломный проект студентке местного ВУЗа). Интересные проекты иногда и бесплатно делают. Но это не значит что вы не имеете права просить за них деньги. От не интересных проектов никогда не стоит отказываться. Назовите сумму денег при которой он станет для вас интересным и появится желание делать работу. Заказчик может хотеть именно вашего участия за счет каких-то личных качеств (например, уверенности у вас, надежность, хороший характер).

Дальше давайте сделаем разветвление. Цены мы будем писать исходя из того, что вы фрилансер (так как студии берут себе разную часть ваших денег) и работаете с минимум посредников.

Архитектурная визуализация.

В интерьерах деньги дают или за квадратный метр (чаще) или за количество картинок (реже).

Виды работ, которые сюда входят: моделирование, настройка материлов (шейдинг), настройка освещения, рендер, постобработка.

Квадратный метр за визуализацию (не путать с полным дизайн проектом) стоит от 10$ до 20-30$. Последняя цифра – если вы хороший визуализатор или вас ждет сложный  моделинг. За большие площади делается скидка. Сколько брать за картинку – зависит от многих факторов – сложности моделинга, количество картинок. Тут решайте сами. Качество может быть таким:

hot1

Стоимость такой визуализации 10$-20$ за квадратный метр.

i11

Стоимость такой визуализации 10$-20$ за квадратный метр.

Экстерьерная визуализация оценивается количеством и сложностью моделинга и загрузкой сцены объектами. Меньше –  количеством ракурсов (видов камеры).

Например, за моделирование и рендеринг такого дома можно просить 400$-700$.

3d modeling

Стоимость проекта такой сложности 400$-700$ (4-5 картинок).

За моделирование и рендеринг более сложной геометрии такого плана 2000$-3000$. Цена увеличивается временем моделирования архитектурных сооружений.

3d kottej

Стоимость проекта такой сложности 2000$-3000$ (6-8 ракурсов).

evro2Стоимость проекта такой сложности 1800$-2500$ (6-8 ракурсов).

Моделирование органики и персонажное моделирование.

Стоимость работы определяется временем, потраченным на проект, наличием концептов (нарисованных на бумаге набросков). Ниже приведены приметы работ, с описанием их стоимости и времени выполнения.

tonycg-1

При наличии концептов – 400$. Время выполнения – 3 неполных дня.

tonycg-2

При наличии скетчей 500$. Время выполнения 5-6 неполных дней. Работа усложнялась наличием волос.

_

700$. Включено все. Целью так же было создание “Т-позы” под анимацию с текстурами. Время выполнения 1,5 не полные недели.

333747_1350506991_large

Работа такого уровня (моделирование, текстурирование) оценивается в 600$.

Композитинг.

Работу оценивают исходя из того, сколько времени тратит на это исполнитель. В композе все виды работ разделяют на ротоскоп (создание масок), клинап (зачистка планов от ненужных объектов) и сам композитинг (добавление новых элементов в сцену, складывание пасов и т.п.). Начинающие композеры будут получать больше первые две группы задач. Приведем средние цены Московских и Киевских студий, которые отдают работы на фриленс: ротоскоп – 5-15$/час работы. Клинапы – 7-18$/час. Композитинг – 10-20 $/час.

Cледует учитывать, что некоторые студии сами предварительно осмечивают работу(выставляют цены за проекты) и называют конкретные цифры/сроки, исходя из скорости-умений своих сотрудников.

Так же хочется отметить, что большинство крупных студий не особо хотят платить фриленсеру больше, чем получает хороший специалист внутри нее самой. Обычно фриленс будет стоить хоть чуть, но дешевле (в рамках той же Москвы).

Приводить конкретные примеры проектов здесь не очень уместно, так как они индивидуальны, и вероятность того, что подобный проект повторится – маленькая.

Например, несложные планы с добавлением разных элементов в статические сцены могут обойтись в 100$-250$ за каждый план.

Более сложный композитинг, включающий в себя треккинг камеры, добавление 3д элементов, цветокоррекцию может обойтись в 300-400$ за один план.

Так же надо обращать внимание на продолжительность планов. Они могут быть и по 20 кадров(~ 1 секунда) и по 2000 (83 секунды). Это важный фактор, который пропорционально влияет на стоимость.

Инфографика и моушн-дизайн.

Цена определяется рядом факторов: наличием полноценной 3d графики и сложных визуальных эффектов, продолжительность видео ролика, адекватности режиссеров и продюсеров проекта. Приведем несколько конкретных примеров.

Прайс на производство этого ролика и описание к нему:

price.

Один из средних прайсов рыночной цены на оформление передачи. Стандартный набор это: заглавная шапка (от 15 до 30 сек), барабан под финальные титры (loop), несколько плашек под титры (Ну знаете, эти такие штуки где пишут: Иван Васильевич – Врач психиатр или Игорь, спортсмен т.д.), перебивки (обычно пара секунд) + еще по мелочи. Прайс немного устарел и чуть-чуть возрос.

 

Стоимость этого ролика 110 000 р. Время – две недели.( При условии: никаких правок).

3D аниматоры.

Ценообразование формируется в зависимости от сложности персонажа, количества персонажей и сложности сетапа. Обычно выставляют цену за 1 секунду анимации. В СНГ это  30-150$/сек. Сложную фоториалистичную анимацию делают с помощью технологий motion capture (захват движения).

Сложные визуальные эффекты: разрушения, жидкость, огонь, дым.

Факторы влияющие на цены: сложность динамики, количество взаимодействующих объектов, продолжительность планов.

Несколько конкретных примеров: за такие планы с разрушениями (создание динамики, настройка освещения и рендеринг под композ) можно просить 1500$-2000$ за каждый.

“Почему так дорого? Мне делают в 3 раза дешевле!”

Это вопрос вам будут задавать 2 заказчика из 3х. Не потому что им делают дешевле. Таковы правила рынка: получить больше товара за минимум денег. Ответ на него прост – “Это та сумма при которой я буду комфортно и с удовольствием делать ваш проект. Следовательно сделаю его качественно. Не буду отвлекаться на другие проекты, которые дороже на 15%”

Правки, комментарии, переделки.

Часто начинающие художники в cgi называя цену, не учитывают тот факт что их ждет волна правок. Вашу работу будут комментировать посредники, арт-директора и супервайзеры проектов, рекламные агенства, продюсеры, режиссеры. Будьте готовы к этому и закладывайте на это время. Или обговаривайте правки на этапе составления ТЗ. Будут ли они оплачиваться? Кто будет принимать и комментировать работу? Из своего опыта скажу, что больше всего правок получают рекламные проекты и кино-проекты. Однажды, на одном мастер-классе по композитингу, мы спросили у лектора (он работал как и у нас так и в зарубежных компаниях уровня Double Negative):

– Сколько на вашей практике было минимально и максимально итераций до того как ваш кино-шот приняли?

-Минимально приняли на 3й итерации, ну а самый длинный шот был в 60(!) итераций.

То есть, человек сделал 60 вариантов проекта до того как его приняли все супервайзеры, лиды и режиссер. При чем он являлся достаточно опытным и квалифицированным специалистом. Это вам пища для размышлений.

О демпинге (продажа услуг или товара по заниженным ценам).

Начинающие специалисты уверенны, чем больше наберут проектов, тем больше заработают денег. Из своего опыта скажу, если у вас параллельно больше 2х более-менее объемных (от 2х недель на производство) проектов, тем с большей вероятностью вы не уложитесь в сроки и сделаете халтуру. Переключаться трудно. С другой стороны именно 2 параллельных проекта комфортно делать, если вы на 100% загружены работой. Когда рендерится один – делаете другой. Когда комментируется первый – делаете второй. Вообще мозг человека, особенно мужчины, больше сосредоточен на одной задаче. Так же хорошо делать 2 проекта, если одна задача более техническая, другая более творческая.

Что делать, если вы студент с горящими глазами?

И ничего толком не умеющий )). Тут панацея только одна – набрать побольше хороших проектов за 100$ и провалить их все. Шучу. Демпингом заниматься ни в коем случае не надо. Вам же потом с этого рынка и семью кормить. Если вы хотите сделать что-то бесплатное для тренировки – попросите проекты. Комментарии вносите по собственному желанию. Если вашу работу хотят дальше использовать в коммерческих целях – она должна быть адекватно оплачена. Иными словами – отдавая кому-то не оплаченную работу, позаботьтесь и ватермарках с вашим именем.

P.S. В этой статье приведены среднестатистические цифры, по которым работают cg художники в наши дни. Можете смело по ним ориентироваться. В реальной жизни на ценообразование влияет еще ряд факторов: уровень специалиста, заинтересованность в проекте, заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, уровень проекта и ответственность за него, адекватность работодателя и риски.

Несколько советов при работе на фриленсе:

  1. На время общения с заказчиком убейте в себе “технаря”. Да, вы должны показать компетенцию в области, но не на столько, что после вашего разговора начнет болеть голова )). Общайтесь максимально простым языком. Как будто доносите информацию младенцу.
  2. Цена за вашу работу будет тем выше, чем меньше посредников между вами и заказчиком. И наоборот. Так же большое количество посредников замедляет коммуникацию и может привести лишним правкам.
  3. Не жалейте время при составлении технического задания. Чем тщательней вы его проработаете вместе с заказчиком, тем меньше будет непонимания в процессе работы. В идеале на этом этапе вы должны четко видеть ту картинку, которую нарисовал заказчик в своей голове.
  4. Ведите переписку через электронную почту. Это более официально, чем переписка по скайпу или общение по телефону. На письма всегда можно сослаться.
  5. Храните проекты, исходники и финальный вариант.
  6. Не бойтесь брать предоплату. Скажу больше – всегда берите ее. Это вызовет больше ответственности у вас и у заказчика при сотрудничестве. Обычно берется  предоплата в размере 1/3 – 1/2 общей суммы. Если вам не собираются ее давать, попросите хоть каких то денег. В ином случае вы просто рискуете стать 15-м человеком, кому пообещали золотые горы, после того как он хорошо сделает эту бесплатную работу.
  7. Меньше дружеских отношений с заказчиками. Стоит жирной четкой линией отделять работу от отдыха а так же дружеские отношения от рабочих. Если, конечно, работа подразумевает ответственность и обязательства.
  8. Не жалейте денег на образование. Возможно это покажется саморекламой. Но по большей части, болезнь нашего менталитета в том, что мы не хотим платить за нормальное образование. То, что дается даром – не ценится. То, за что мы заплатили – обрастает особым вниманием. Возникает желание вытащить максимум, научиться побольше, дойти до конца.
  9. Развивайтесь! Самодисциплина, проф. образование, тематические форумы, конференции. Это все в сумме даст вам больше потенциала для решения задач.
  10. Отдых и спорт. Что бы к 30 годам не превратиться в психически неуравновешенного шизофреника с проблемами со спиной, глазами и животом, не забывайте о предыдущем предложении. Жизнь должна быть гармонична. Деньгами не компенсируешь здоровье, отсутствие хороших отношений с друзьями и семьей. Помните, ради чего вы работаете. И надо ли такая работа вообще.
  11. Деньги, которым посвящена эта статья, есть большим мотиватором сделать работу хорошо, качественно и в срок. Очень часто заниженные цены становятся причиной неудовлетворенности работой. По этому не советуем вам без особых причин соглашаться на суммы, которые вам не комфортные. Составьте хорошее полное техническое задание и просите ту сумму, которая будет вам приятна. Главное в жизни хорошие эмоции!

Спасибо за помощь в написании статьи: Антону Титову, Сергею Петрусенко, Евгению Дружинину.

Comments

comments