Частенько нас спрашивают, особенно начинающие художники, где им будет лучше: сидеть дома, попивать кефир и делать крутые проекты или все-таки трудиться в тесном офисе на зарплату в другом конце города? В этой статье хотел бы расставить все точки над И.

Как я уже писал, на сегодняшний день фрилансеров условно можно разделить на три категории:

  • орда начинающих, которые не имеют опыта(частенько они пробуют работать в студиях, но их увольняют либо вообще не берут)
  • те, которые фирлансят после рабочего дня
  • нормальные фрилансеры, имеющие опыт работы в студиях на серьезных проектах, но с некоторого момента работающие только на себя

Как ни странно, и фрилансер и заказчик будут получать больше всего удовольствия от жизни и сотрудничества, если фрилансер с последней группы. Теперь понятным языком – вам будут давать работу, деньги и проекты, при условии, что вам будут доверять. А доверие в сфере CGI строиться на портфолио, резюме, рекомендациям и личным знакомствам. То есть проще всего, завоевать доверие, поработав некоторое время в студиях.

_________

И мой ответ, на вопрос, поставленный в начале статьи, будет таков – на ранних этапах ваша задача работать в разных студиях. Чем больше будет их количество, тем лучше. Но перегибать тоже не надо. В период вашего бурного развития (скажем в период от 20 до 30 лет) я бы посоветовал менять студию раз в 1,5-2 года. Что это вам даст? По многократным наблюдениям развитие в студии прекращается в среднем после первого года работы.Потом идет работа на автопилоте, а дальше и деградация. Наш организм пытается утрястись в новом месте и с минимальными тратами ресурсов и энергии там существовать дальше.

Некоторые люди называют это эффектом офисного хомячка, которому ничего не надо. Да, есть студии, которые неплохо развиваются, заботятся о личностном росте сотрудников (или хотя бы не мешают этому) – в таких можно и чуть на дольше задержаться. Но не забывайте, где мы. Итогом этого абзаца будет мысль, что при частой смене места работы вы будете максимально быстро расти как профессионал.

Следующим плюсом работы в разных студиях на ранних этапах будет увеличение вашего нетворкинга или связей. Другими словами – о вас лично будет знать максимально много людей. Ваша задача сделать так, что бы хоть часть из них вас рекомендовала и советовала как толкового специалиста. Ну и с начальством желательно не ссориться – ведь потом можно договориться о фрилансе с ними.

Как понять, что уже можно фрилансить?

И так, допустим за 10 лет вы поработали в 5-7 студиях (например, как я на данном этапе), получили приличный багаж знаний и техник решения задач. Кстати, в некоторых студиях СНГ вас может ждать карьерный рост – “супервайзер”, “артдиректор”. Никто не запрещает отказываться от этого, так как вы сможете развивать дополнительный скил – управление людьми и проектами. Но вернемся к той ситуации, когда ваши цели – где-то в Паттайе (Тайланд) композить последний Трансформеров в трусах на пляже, естественно на фрилансе.

И так, переход на фриланс должен быть плавным. Как минимум в интернете должно постоянно висеть ваше портфолио, рил, лучшие работы. На вас потихоньку начнут обращать внимание другие участники рынка – рекламные агенства, фрилансеры, не успевающие делать работу, другие студии. Вами начнут интересовать, давать вам небольшие проектики. То есть рано или поздно у вас появится тонкая струя клиентов с “халтурками”. По началу делать вам их придется после основного рабочего дня. Когда поток заказов начнет крепчать а доход от фриланса будет соизмерим с основной зарплатой, можно смело ставить в известность все свое окружение, что вы уже фрилансер. Называть свои цены, сроки и тд. Теоретически и практически если вам удалось сохранить свою адекватность и стать достаточно хорошим специалистом, вам будут доверять.

Да, это не простой шаг. Честно скажу, вам будет сложно и страшно отказать от небольшого и стабильного дохода, особенно тем у кого семья. Но оно того стоит. Тем более если вы достаточно дисциплинированный умный человек. В сегодняшнюю эру развития телекоммуникационных технологий, на мой взгляд, работа в офисе на зарплату становится менее популярной среди белых свободных людей.

Ок, что дальше?

Многих волнует вопрос дальнейшего развития технаря. То есть человека, что-то хорошо умеющего делать за компьютером или с компьютером. CGI индустрия сюда тоже попадает. Так вот, мышление многих офисных людей часто ограничено.Но с выходом на фриланс вы получите больше свободы, свободного времени, идей. Увидите новые горизонты и векторы развития. Когда работы на фрилансе будет много, ее можно начать делегировать (передавать) другим художникам. У людей с большими амбициями может возникнуть идея организовать свою студию. И это хорошо. Главное двигаться. Как говорила Алиса из мультфильма “Алиса в Стране чудес.”

“Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!”

Как вариант вы можете просто уйти в управление или продажи. Там тоже интересно, поверьте мне.

В общем дерзайте. Сидеть на одном месте много лет – это самое нудное что может происходить у вашей бесценной единственной жизни.

 

Comments

comments