Пожалуй, самая популярная тема среди начинающих 3d художников. В эпоху зарождения индустрии – было все просто – работаешь на том, что есть. Выбор был только между amd и intel. Сейчас же выбор “железа” на столько большой и широкий, что запутаться очень просто. А большие деньги все чаще не равны высокой производительности.
Сразу напишу, что статья написанная для наших дней (28 августа 2013 года) и через несколько лет ситуация скорей всего поменяется. По этому я специально не привожу конкретные примеры, так как эта информация устареет уже через пол года.
Несколько слов о выборе операционной системы (ОС).
В СНГ большинство студий и фриленсеров работают под Windows (так как почти весь софт в cgi без проблем становится на него) и Linux (тут не каждый софт можно поставить. Например, проинсталить 3ds max на Linux у вас скорей всего не получится). Реже под Mac OS (видимо за счет более дорогого железа). Хотя стоит отметить, что такая замечательная программа как Nuke быстрей всего работает на Mac OS. Хуже всего почему-то он работает под Windows. Так же Mac OS более предпочтителен среди монтажеров из за скорости работы.
Intel vs amd.
Несколько лет назад Intel по параметру цена/качество “обогнал” amd и сейчас 2/3 пользователей используют процессоры Intel. Самым выгодным “не бюджетным” процессором для просчета (рендеринга) 3d сцен на сегодня является i7 3930k который хорошо “гонится” а также двухпроцессорные Xeon’ы. Последние больше заточены под сервера, рендерфермы и рабочие станции. Среди аналогов AMD ему конкурентов нет. Преимуществом amd на сегодня есть только его цена. Если вам не надо супер производительного процессора, то материнская плата+ процессор от amd (одинаковые по мощности с Intel) могут обойтись вам в два раза дешевле.
Ближе к делу о железе.
Давайте будем исходить от профессии. Обозначим основные комплектующие, которые помогают выполнять работу быстрей и комфортней.
Если вы много рендерите (визуализируете): основной упор и вложение денег надо делать именно на процессор. 99% программ поддерживают многопоточность и задействуют все ядра и потоки, которые предусмотрены в процессоре. Чем выше частота каждого ядра, тем быстрей пройдет рендеринг (зависимость прямо пропорциональная). Второй параметр – операционная память (ОЗУ). Во время рендеринга высокополигональных сцен и флюидов (огонь, дым, жидкость) ее может уходить больше 32 Гигабайт. Третий важный элемент вашего компьютера будет хорошая видео карта. Она позволит комфортно (с большим FPS) вращать высоко полигональные сцены с “тяжелыми” текстурами. Не стоит в обязательном порядке тратиться на дорогие игровые видеокарты. Помните, видео карта в данном случае третья в списке приоритетов.
Если вы занимаетесь созданием визуальных эффектов: разрушения, огонь, дым, жидкость: делаем упор на количество оперативной памяти и мощный процессор. На сегодняшний день популярные программы для этого Houdini и 3ds max c плагинами (fumefx, thinking particles, rayfire, krakatoa). Существует ряд видеокарт, которые позволяют ускорить просчет динамики за счет поддержки OpenCL. На сайте sidefx (разработчики Houdini) выложены рекомендованные системные требования к железу и список видеокарт, которые “помогают”. Так же стоит обратить внимание на винчестеры. Желательно иметь SSD диски, которые позволяют быстрей записывать просчитанный кеш. Некоторые симуляции могут “съедать” терабайты дискового пространства.
Если вы много композите, занимаетесь моушн графикой, инфографикой (рассмотрим Nuke и After Effects). Очень быстро эти программы “съедают” всю оперативную память, которая есть на компьютере. Кешируют туда просчитанную информацию для риалтаймового просмотра результата. Вывод – ее закупаем побольше (16-32 Гигабайта на сегодня будет достаточно). Параллельно с этим для Эдобовских программ важна хорошая видео карта. И Nuke и After Effects в последних своих версиях используют GPU для рендеринга (просчета). Список рекомендованных видео карт для работы в After Effects можно посмотреть здесь. На втором месте идет процессор. Он играет нe такую важную роль как при рендеринге. Можно обойтись процессорами семейства i7 имеющими по 8 потоков. After Effects задействует все ядра и потоки при рендеринге. Nuke в свою очередь имеет старые ноды, которые не всегда поддерживают многопоточность.
Для моделлеров и аниматоров требований жестких к железу нет. Тут роль играет количество оперативной памяти и видео карта. Сейчас набирает популярность такая замечательная программа для создания текстур и разверток как Mari от Foundry. Работая в ней, стоит позаботиться о хорошей видео карте и почитать рекомендации на оф. сайте.
Оптимальные конфигурации.
Как я говорил в начале, не будем приводить конкретные примеры. Так как информация быстро устареет. Есть несколько живых сообществ, где активно обсуждаются оптимальные конфигурации компьютеров для работы с компьютерной графикой. Это значит что через год вы скорей всего тоже найдете там “оптимальную конфигурацию”.
“Железные” советы и рекомендации на последок.
- покупайте ваши комплектующие с прицелом на то, что вы их будете обновлять (делать апгрейд). Если это процессор и материнская плата, берите последний соккет. При покупке оперативной памяти – постарайтесь оставить несколько слотов на будущее (в одной планке должно быть максимум Гигабайт).
- с компьютерной графикой комфортно работать на 2 мониторах. Один из них обязательно должен быть с IPS матрицей (а желательно и два) – для лучшей передачи цвета.
- графический планшет – ускоряет работу там, где надо рисовать, резать маски и тд.
PS Хотим поведать вам о проекте “Top500”. Основатели его ведут рейтинг самых мощных не распределенных компьютерных систем мира. Ознакомиться со списком можно тут. Желаем вам работать только за такими компьютерами.
Не совсем понял смысл фразы про оперативную память “в одной планке должно быть максимум Гигабайт”
Например, лучше взять одну планку на 8 гиг, чем 2 по 4 гига. Оставив больше свободных слотов на будущее для апгрейда.