Как сейчас помню день, когда я взял свой первый фриланс, работая еще на первой офисной работе. Там был проектик по моим расчетам на 2-3 дня. Оплату я попросил 200 гривен (~ 40$). Заказчик улыбнулся и сказал, что даст мне все 300, если я сделаю красиво и вовремя. На волне радости я все сделал за 1 вечер. На второй день получил свои 300 грн и был переполнен счастьем, так как понял, что могу самостоятельно добывать деньги!!! Этот день у меня ассоциировался с первобытной охотой. Как будто я вышел в лес, убил добычу и чувствовал себя царем зверей.
С того момента утекло много годов. Я работал в разных компаниях и фрилансил. Много узнал. Сейчас при расчете проектов мой рейт составляет 400 – 1000$ за одну рабочую смену. Последняя цифра на первый взгляд может показаться большинству специалистов космической. Я вам сейчас поведаю, откуда эти прайсы.
Как говорил Стивен Кови в своей великой книге – самое главное научиться отделять главное от остального. Самое главная информация, которая максимально повлияла на мои фрилансерские рейты – это реальная стоимость сложных красивых результатов продакшн качества. Много специалистов бросают CG сферу, идут в программирование или геймдев после ряда выгораний так и не узнав, что тут можно зарабатывать хорошие деньги. Работая CG супервайзером мне потихоньку в случайном порядке стали приоткрываться сметы, где я видел цифры – десятки тысяч долларов на постпродакшн за рекламные проекты на 20-30 секунд. Дальше я начал заглядывать в студийные бюджеты на пост фильмов. Тогда и произошел сдвиг моих парадигм. Резюмируя скажу, много специалистов не знают сколько в реальности стоит их работа для финального клиента. А стоить она может в 10-20 раз больше чем вы ее делаете на фрилансе.
Но есть один момент. Платить вам эти деньги будут только при определенных условиях. Раньше я много писал про них. Здесь все сведу в один списочек.
- Сказал – сделал. Главное качество топовых профессионалов. Оно определяет можно ли на вас положиться. По факту это обычный навык который можно выработать за 2-3 месяца. Просто станьте рабом вашего слова. Все что вы пообещали – сделайте. Не лгите. Не опаздывайте. Не подводите. Ни в мелочах ни в больших делах.
- Отличное владение софтом, знание инструмента и способов решения задач. Это приходит с опытом. Тут важно не останавливаться и постоянно развиваться в вашем направлении. Да сейчас высокие стандарты продакшн качества и если вы хотите зарабатывать – вы должны уметь делать свою работу высоком уровне.
- Большие инвестиции в образование. Учиться каждый день – еще один важный навык который отличает дорогих специалистов от всех остальных. Вы сможете решать сложные невыполнимые задачи только когда будете знать пути и методы их решения.
- Инвестиции в железо, рабочее место и софт. Это сильно повышает ваше КПД и продуктивность. Если вы можете сделать работу, которую делают неделю за 1 день, то почему бы не поднять ваши рейты в 2-3-4 раза? Если ваш системник стоит 10 000$ и симулит-рендерит все в 3 раза быстрее (что, кстати, спасает вас от прокрастинации и выгорания) – то почему вы должны получать столько же, сколько остальные?
- Жесткое разделение рабочего времени и отдыха. Тоже важный навык, который характерный высокопроизводительным командам. Наш организм любит и хорошо откликается на временные фиксированные этапы нагрузки. Загрузили себя – дайте телу и разуму восстановиться. В спорте это называется гиперкомпенсация.
- Четкость и конкретность. В первую очередь при составлении ТЗ. Чем более понятно вы опишите и разобьете на этапы творческую задачу тем легче и быстрее сможете ее реализовать без переделок и с минимумом правок.
- Спорт. С физиологической точки зрения – наша работа это неподвижное сидение за компьютером в одной позе по 7-15 часов, что на большом промежутке времени чревато большими проблемами для организма. Я даже не представляю как без спорта я бы мог тащить такие объемы работы на высоких оборотах хотя бы год. И в зале просто кайфую от временного переключения на абсолютно другой вид деятельности.
- Предоплаты и высокая стоимость рабочего времени. Это мотивирует и заставляет вас хорошо отблагодарить вашего клиента. Получается замкнутая система, где большие деньги вас радуют, вы делаете хорошо работу, раньше дедлайна, заказчик радуется еще больше, становится вашим постоянным клиентом и вместе вы стабильно двигаетесь только в перед.
Теперь, надеюсь, у вас появилось понимание почему одни люди зарабатывают много в CG индустрии а другие уходят из нее.