Если вы хоть годик работали на себя (фрилансили), то на своей шкуре знаете, что закрыть проект без нервотрепки и получить за него 100% оговоренных денег не простая задача. В этой статье я поделюсь советами из личного опыта (более 70 завершенных проектов на фрилансе) как можно уменьшить количество седых волос на вашей голове к 35 годам.
С другой стороны работа на фрилансе дает куда больше возможностей в плане денег, свободу и много других плюшек.
И так, коротко пройдемся по основным тезисам.
Правило номер ноль – учимся себя продавать
Для нас, технарей (которые большую часть жизни просидели в наушниках за любимым софтом), это сложная задача. Мы боимся/не умеем торговаться, боимся больших сумм (часто называя бюджеты соизмеримы с нашими зарплатами), не умеем презентовать себя. Не умеем внушать доверие. Редко идем на компромиссы, считая себя самым умным.
И поверх всего этого носим большую корону на голове. И я вас обману, если скажу что есть 3-5 фишек, которым можно легко вычистить из себя всю эту ересь .
Ходить в страхи, работать над собой, принимать реалии рынка, учиться новым навыкам гуманитариев – это минимум к чему надо быть готовым.
Заключайте побольше сделок. Учитесь договариваться. В общем, практикуйтесь. Других панацей нет. Кто желает научиться плавать, должен плавать.
ТЗ, предоплата, референсы, сроки
Как говорят мудрые люди – “подготовка признак профессионала”.
По этому крайне важно составить четкое ТЗ и подобрать рефы. Не удивляйтесь, если 80% ваших заказчиков впервые услышат эти слова. Объясните им, почему это делать обязательно. Хорошие опытные специалисты могут тратить на этом этапе до четверти общего времени.
Сроки выставляем максимально определенные. Так вы в себе будете развивать “чуйку” которой очень не хватает многим исполнителям. Ну и заказчик будет знать, что над его проектом вы работаете максимум до 32 мартабря. Дальше занимаетесь другими делами.
О предоплате писал уже столько раз, что лень повторяться. Если коротко – ее надо брать. Как вариант: на маленьких проектах (до 2000$) – 50%. На больших (> 2000$) – 1/3 суммы.
Работаем без посредников
Одно из самых важных правил, которые мало кто понимает.
Уровень головной боли всегда прямо пропорционален количеству посредников на проекте. Это “испорченные телефоны”, пропадание на несколько дней, недопонимание между исполнителем и “главным дядей” и много других проблем. Часто бывает, что посредники просят вас сделать их правки и прогибают проект под себя, слабо обладая информацией в целом.
Если говорить про индустрию кино, то идеальная схема для вас – это работа напрямую с режиссером. В рекламе это работа напрямую с агентством, которое уже контактирует с компаниями. И тп.
Про финансовую составляющую – тут все понятно. Каждый посредник возьмет себе часть ваших денег. И будет хорошо, если это всего 50%.
Как выходить на прямых заказчиков – другой разговор.
Показываем каждый шаг заказчику
Большой моей ошибкой в самом начале карьеры было то, что я боялся показывать промежуточные результаты заказчику. Организм просто отталкивал меня от этих действий, опасаясь новой волны комментариев.
И так после месяца работы я показывал почти финал. И часто оставался удивленным почему “это совсем не то, что мы хотели”.
Сейчас же я коммуницирую с заказчиком в худшем случае через день. А обычно каждый день. Я в буквальном смысле его задалбываю. Исключение только очень важные дядьки, у которых реально на меня нет времени.
Выходим на связь первыми
Страшным грехом будет получить предоплату и на второй день исчезнуть на недельку. По этому старайтесь всегда быть на связи а также сами радуйте ваших заказчиков звонками письмами и тп. В общем предыдущий пункт дополняет этот. Если что-то не получается или форс мажор – сразу пишем. Они тоже люди и вас поймут.
Молчание – зло.
Просим реальное мнение о сотрудничестве
В конце проекта хорошо бы спросить что понравилось а что нет при работе с вами. Да, это не легкий моральный шаг, но он дает хорошую обратную связь.
Дзен уровень – беремся только за проекты, которыми сами горим
Когда вы будете на этом уровне, работа для вас превратиться в рай. Вы будете просыпаться в 7 утра с заряженными глазами, чтобы побыстрее закончить и собрать финал. Заказчики прекрасно понимают это состояние и намного больше доверяют вам. Особенно это важно на старте, когда отбирается исполнитель.
В качестве VFX супервайзера мне иногда приходилось собеседовать разных ребят. И я вас уверяю, потухшие глаза + отсутствие энтузиазма = худшее с чем можно идти презентовать себя. Согласен, что на старте вам не всегда будут залетать проекты, которыми можно гореть. И состояние это не на каждом проекте просыпается. Но работа – это половина вашей осознанной жизни. Соответственно тратить ее на булшит не рекомендую в любом случае.
Отличные советы! Все по делу! Актуальны для всех ремесленников кто работает на себя.
Да, хорошая статья. Спасибо за полезные советы. Было бы очень интересно почитать о поиске заказчика вообще и особенно о поиске заказчика на зарубежном рынке (сайты). Какие заказчики и где ищут себе исполнителей.
Как выйти на заказчика без посредника? Уже не один год делаю всякую графику, но исключительно через предприимчивых молодых людей, и разумеется делаю все за копейки. Портфолио сформировалось уж давненько, а с заказчиками глухо. На fl еще более страшный демпинг, на upwork даже не читают пропозалы
Freud, напишите мне, пожалуйста. Я режиссер, нам иногда нужна графика. artisant.web@gmail.com
Ну вот, на нашем сайте например можно искать, как видишь : )
Отличная статья! Спасибо!